Blog categories

Comments

Словарь элементов в фигурном катании

Задача описать элементы фигурного катания словами не так уж и просто — слова зачастую только затрудняют понимание. Гораздо легче показать как что-то сделать, а еще лучше попробовать исполнить их самим, тогда понимание почти гарантировано. Но мы попытаемся обойтись словами…

Для начала, следует сказать, что лезвие конька имеет два ребра — наружное и внутреннее. Поэтому, когда хотят описать определенный элемент, часто употребляют сокращения типа RFI или LBO. Происхождение этих сокращений очень простое: R (right) означает «правый», L (left) — «левый», F (forward) — «вперед», B (backward) — «назад», I (inside) — «внутрь» и O (outside) — «наружу». То есть RFI означает движение на правой ноге вперед на внутреннем ребре, а LBO — на левой ноге назад наружу. С точки зрения зрителя, единственная сложность здесь — это разница между движением на наружном и на внутреннем ребре, поскольку далеко фигуристы исполняют четкие дуги, но если внимательно следить за движением конька, то можно увидеть, что он стоит не строго перпендикулярно льду, а отклоняется либо наружу, либо внутрь.

Элементы фигурного катания можно разбить на несколько групп. Самая базовая из них — это шаги, она же наиболее трудна для опознания. Вообще-то почти любой переход с одного ребра на другое можно расценивать как шаг, и сами фигуристы вряд ли смогут ответить на вопрос какие шаги и в какой последовательности они выполняют. В программах шаги присутствуют в виде дорожек шагов (step sequences) и просто связующих элементов (connecting steps). И в том, и в другом случае ценится, прежде всего, четкость и плавность исполнения.

В деле должно быть ясно видно, с какого и на какое ребро переходит фигурист, а сам переход должен совершаться без рывков и видимых усилий. Кроме того, естественно, учитывается и сложность самих шагов, а также то, насколько эти шаги согласуются с музыкой. Следующая группа элементов — спирали. С этим понятием есть некоторая путаница, поскольку в английском языке spiral означает вполне определенный элемент, называемый у нас ласточкой, а то, что называем спиралями мы, в английском языке будет или spiral sequence или moves in the field. При исполнении спиралей ценится, прежде всего, все те же реберность и плавность: насколько четко выражено ребро (насколько оно «глубоко» (deep)), насколько уверенно стоит на нем фигурист, насколько хорошо «держит» позицию и насколько долго он в ней находится.

Среди поклонников фигурного катания не умолкают споры о том, насколько важно, например, для исполнения ласточек иметь хорошую растяжку: одни говорят, что любая ласточка, при которой свободная нога не поднимается выше головы, вообще не должна засчитываться. Другие, справедливо указывают на то, что хотя спирали в исполнении, скажем, американки Саши Коэн действительно производят очень сильное впечатление, но растяжка как таковая не относится к «фигурному катанию», и что гораздо больше следует ценить способность спортсмена скользить на «хорошем» ребре. При оценке комбинации спиралей учитывается так же сложность «перехода» от одной ласточки к другой. Например, знаменитая комбинация спиралей, которую на протяжении многих лет включает в свои программы американка Мишель Кван, формально не так уж сложна: переход с внутреннего ребра на наружное один из самых простых, но в ее случае «ценность» этому элементу придает непревзойденное качество исполнения.

Вращения делятся на простые (просто вперед или просто назад), со сменой ноги, комбинированные (со сменой ноги и позиции), парные (параллельные и совместные) и танцевальные. Однако, несмотря на множество возможных вариантов, критерии оценки остаются практически одинаковыми: центровка (фигурист должен вращаться на одном месте), число оборотов (обычно всегда оговаривается минимальное число оборотов), скорость вращения (чем быстрее, тем лучше) и четкость/правильность позиции. Для танцевальных вращений обязательным требованием является вращение в танцевальной позе (in dansehold).

Прыжки во вращения являются обязательным элементом для одиночников и пар. Их оценивают двояко: с одной стороны как вращения (то есть по тем же центровке/числу оборотов и т.д.), а с другой стороны по прыжку. В «прыжковой» части главное высота и то, что фигурист должен занять нужную позицию еще в полете. Вращение должно начинаться сразу же по приземлении.

Прыжки принадлежат к числу наиболее эффектных элементов фигурного катания. В настоящий момент «стандартом» для женщин является исполнение всех тройных прыжков, кроме акселя, а также каскадов из тройного и двойного или двух тройных прыжков. Для мужчин «стандарт» все тройные, включая аксель, четверной, а также каскад из четверного прыжка (или тройного акселя) и тройного. Для прыжков, безусловно, наиболее важна чистота приземления. Фигурист должен приземляться на одну ногу, не касаться льда рукой или свободной ногой, и при этом «выезжать» из прыжка, а не останавливаться сразу по приземлении. Однако не менее важен и заход на прыжок: все прыжки должны исполняться в одной ноги и с правильного ребра (наиболее частая ошибка исполнение лутца с внутреннего ребра, а не с наружного). Важна также и амплитуда исполнения прыжка. Судья зачастую могут снизить оценки, если фигурист долго готовится к прыжку. Грубой ошибкой считаются «не докрученные» прыжки.

Элементами парного катания являются прежде всего тодесы (death spiral), различающиеся по ребру на котором «скользит» партнерша, выбросы (throws), различающиеся по заходу и называющиеся по соответствующему прыжку. Например, выброс тройной сальхов (throw triple salchow), подкрутки (twists), в которых партнер подбрасывает партнершу в воздух, ловит ее и ставит на лед (наиболее распространенный вариант двойной или тройной лутц шпагатом), а также поддержки (lifts), который различают по заходу и положению: рука на бедре (партнер поднимает партнершу за бедро), рука на талии, рука к руке и лассо, при котором партнерша перед заходом на поддержку скользит назад перед партнером, а в момент захода поворачивается. Требования к этим элементам легче всего понять из списка ошибок.

ШАГИ

Елочка (Basic Stroking)

Елочка напоминает коньковый шаг на лыжах и называется так потому, что при движении на льду остается след, напоминающий елку. Как видно из английского названия — это самый основной шаг. Фигуристы используют его, чтобы набрать скорость или перейти от одного элемента к другому, однако излишнее его использование свидетельствует (согласно существующим правилам) о недостаточно хорошей технике спортсмена, поэтому сильнейшие фигуристы стараются свести его использование к минимуму.

Подсечка (Crossovers)

Еще один «базовый» шаг. В отличие от елочки, которая позволяет двигаться по прямой, подсечка предназначена для движения по кругу. Различают подсечку вперед и назад, а также наружу и внутрь. Большинство фигуристов используют подсечка вперед, когда движутся вдоль бортика катка и им надо повернуть в углу. Подсечка назад используется при заходах на прыжки и вращения. Как и елочка, подсечка считается простым шагом и используется только «в служебных» целях.

Троечный поворот, тройка (Three turn)

Поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Называется так потому, что остающийся на льду след имеет вид цифры 3. Одна из самых распространенных троек выглядит так: фигурист скользит вперед на наружном ребре левой ноги, затем поворачивается на 180 градусов через левое плечо («в центр круга») и продолжает скользить на левой ноге, но назад и на внутреннем ребре. Эта тройка используется при заходах на сальхов и флип. Остальные варианты выглядят приблизительно также, например, один из заходов на риттбергер начинается с тройки «вперед внутрь»: фигурист скользит на правой ноге вперед внутрь, поворачивается и движется назад на наружном ребре. Когда тройки используют в качестве заходов на прыжки вторая часть («после поворота») часто срезается, фигурист просто выпрыгивает в воздух с необходимого ребра, но иногда используют так называемые «многократные» тройки (когда повороты исполняются один за другим без остановки), например Ирина Слуцкая часто использует многократные тройки для захода на тройной риттбергер.

Скобка (Bracket)

Как и тройка, это поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Разница между ними в направлении поворота: «в круг» или «из круга». Если мысленно продолжить дугу, по которой фигурист начинает исполнять поворот, то получится круг и при тройке получится движение «левым боком к центру круга — лицом к центру круга — правым боком» (тройка LFO), а при такой же (LFO) скобке будет «левым боком к центру круга — спиной к центру круга — правым боком». Скобка более сложный поворот, чем тройка, поскольку требует большего мастерства и умения владеть своим телом. В некотором роде тройка поворот «естественный», по направлению движения, он получается практически сам собой, а скобка — «противоестественный». Скобку используют в основном в дорожках шагов, и выглядит это приблизительно как быстрая смена направления движения: сначала лезвие «едет» зубцом вперед, потом на короткое время оказывается зубцом назад, а потом опять вперед.

Twizzle

Используется в основном в танцах на льду, где стал обязательным элементом. В некотором роде это что-то среднее между многократной тройкой и вращением: быстрый поворот на одной ноге практически на одном месте. Чем быстрее поворот и чем меньше смещается фигурист при его исполнении, тем лучше. Обязательными для танцев являются так называемые series of sinchronizied twizzles, когда оба партнера одновременно исполняют сначала один быстрый поворот, потом другой, причем между ними не должно быть более трех небольших шагов и выполнять этот элемент нужно синхронно.

Крюк и выкрюк (Rocker and Counter)

Еще одна пара поворотов на одной ноге, различающаяся направлением поворота. Это смена направления движения без смены ноги и ребра, но со сменой «дуги»: если тройки «укладываются» в круг, то крюки «переходят» с одного круга на другой. Например, спортсмен сначала движется на правой ноге вперед наружу, затем поворачивается в движется на правой ноге назад наружу. В зависимости от направления поворота это будет либо rocker (в направлении «входящей» дуги), либо counter (в направлении «выходящей» дуги). Этот шаг используется практически только в танцах на льду, да и то не очень часто.

Моухок (Mawhawk)

Это уже шаг «с использованием» обеих ног. При его исполнении происходит смена ноги, направления движения, но ребро остается неизменным. Наиболее распространенный вариант начинается с движения на правой ноге вперед наружу, затем фигурист как бы «подставляет» другую ногу и выезжает на левой ноге назад наружу. Иногда используется для захода на флип, но чаще для быстрой смены направления движения или в дорожках шагов. Танцоры различают «открытый» (open) и «закрытый» (close) моухок: в первом случае свободная нога при смене ставится впереди, а во втором сзади опорной.

Чоктау (Choctaw)

Тоже шаг «с использованием» обеих ног. В отличие от моухока, это смена ноги, направления движения и ребра. Т.е. получается RFO/LBI. Используется в основном танцорами, реже одиночниками в дорожках шагов.

СПИРАЛИ

Ласточка (Spiral)

В балете этот элемент называется арабеском и состоит он в том, что, скользя на одной ноге, фигурист поднимает свободную ногу настолько высоко, насколько позволяет его или ее растяжка. В зависимости от того, на каком ребре скользит фигурист, ласточки бывают вперед и назад, а также наружу и внутрь. Традиционно считается, что ласточки на внутреннем ребре исполнять сложнее, чем на наружном, и назад сложнее, чем вперед.

Кораблик (Spreadeagle)

Представляет собой скольжение на двух ногах на наружных или внутренних ребрах. Чаще всего используется в качестве «связки». Например, «наружный» кораблик часто включает в свои программы Виктория Волчкова, а сочетание «внутренний» кораблик /ласточка стало фирменной «связкой» пары Елена Бережная и Антон Сихарулидзе. Считается, что чисто исполнить внутренний кораблик сложнее, чем наружный.

Ina Bauer

Вариант кораблика, отличающийся от spreadeagle тем, что ноги стоят не на «одной линии», а параллельно друг другу. «Задняя» нога при этом всегда стоит на внутреннем ребре, а вторая может быть либо на внутреннем, либо на наружном. В зависимости от этого фигурист будет двигаться либо по кругу, либо по прямой.

Полу шпагат (Lunge)

При исполнении полу шпагата опорная нога сгибается, а свободная «лежит» сзади на льду. Чаще всего исполняет полу шпата вперед, но довольно эффектно выглядит связка из полу шпагата вперед, троечного поворота (не вставая) и полу шпагата назад.

Уголок

Представляет собой «утрированное» исполнение подсечки назад или вперед. Например, скользя назад на внутреннем ребре левой ноги, фигурист начинает «садиться» вынося правую ногу наружу и опуская корпус (вплоть до касания льда одной из ладоней).

ВРАЩЕНИЯ

Вращения стоя (Upright Spins)

Как нетрудно понять из названия во время исполнения вращений этого типа фигурист «крутится» стоя. Наиболее распространенный вариант этого вращения — винтик (scratch spin): в начале свободная нога согнута перед опорной, а руки сцеплены перед грудью, а затем фигурист начинает постепенно опускать (и выпрямлять) свободную ногу и поднимать (и выпрямлять) руки. При этом скорость вращения, как правило, возрастает и получается очень эффектный элемент. Существуют и другие разновидности этого вращения, например, свободная нога сгибается в колене и заносится за (а не перед как в винтике) опорную ногу.

Вращения сидя (Sit Spins)

Наиболее распространенный вариант — волчок : опорная нога согнута, свободная нога вытянута вперед параллельно льду, руки вытянуты вперед параллельно льду. Варианты: руки сцеплены сзади (такой вариант часто исполняет Мария Бутырская), свободная нога не вытянута вперед, а лежит на колене опорной при этом фигурист нагибается вперед, руки наоборот выносит назад (иногда такое вращение называют «чёртик». Оно смотрится довольно забавно, однако для исполнять его довольно трудно, поскольку трудно удерживать равновесие).

Либела (Camel Spin)

Вращение в положении «ласточка». Классический вариант исполняется на прямой опорной ноге с руками, вытянутыми вдоль тела. Есть еще качающаяся либела (illusion spin) при которой фигурист во время вращения наклоняется вперед и поднимается обратно.

Заклон (Layback)

Обязательный элемент короткой программы для женщин. При исполнении этого вращения фигуристка выгибается назад, свободная нога «вывернута» наружу и вынесена назад.

Бильман (Biellemann)

Назван так в честь Денис Бильман, которая первой исполнила это вращения на международных соревнованиях. Требует хорошей гибкости и растяжки — фигуристка (из мужчин этот элемент делает только Евгений Плющенко и еще несколько юниоров) ловит лезвие конька свободной ноги обеими руками и вытягивает наверх. При идеальном исполнении получается почти вертикальный шпагат.

Прыжок в либелу (Flying Camel)

Перекидной или бедуинский в либелу назад. Т.е. фигурист скользит вперед на левой ноге, прыгает, приземляется на правую ногу и начинает вращаться назад.

Чинян (Flying Sit Spins)

Прыжок в волчок вперед. Фигурист подпрыгивает на левой ноге, в воздухе «складывается» в волчок, приземляется и вращается вперед.

Прыжок в волчок (Death Drop)

Очень эффектный элемент: бедуинский в волчок назад. Фигурист скользит вперед на левой ноге, высоко прыгает, а потом «камнем» падает вниз и начинает исполнять волчок назад.